#всёлучшеесразу #подчеркнизелёнойпастой #блесничешуей
Анна Герман, ООО СХП Дары Малиновки
Сельскохозяйственное предприятие полного производственного цикла, 6 структурных подразделений, 8 направлений деятельности, территориально все они находятся в радиусе 250 км. Чувствовалась разрозненность, обособленность, даже у руководителей не было полного понимания масштаба и задач агрохолдинга, не говоря уже о других сотрудниках. Люди не имели возможности осознать и пережить свою сопричастность, радость успехов компании и своего личного вклада в её достижения.
Первый год – 2020.
Изначально решали проблему информирования. Сделали рассылку с приглашением на мероприятие «итоги года». Желающие должны были зарегистрироваться до определенного срока в службе персонала, выбрав один или несколько вариантов участия: 1 – слушатель, 2 – докладчик, 3 – готов оказывать помощь в организации мероприятия.
Мы намеренно никого не агитировали, не убеждали, а только отвечали на вопросы тем, кто с ними обращался. Нам было важно увидеть ситуацию в чистом виде.
Мы для себя решили, что мероприятие состоится, даже если на него зарегистрируется 1 человек. В итоге интерес проявило около 10% сотрудников, в том числе 9 (из 30) руководителей.
Договоренность была следующая: руководители готовят доклады на 5-7 минут, дизайнер оформляет их единой презентацией для визуализации материала, форма подачи доклада свободная – главное, чтобы это было от души, так – «как бы рассказывали о своей работе лучшему другу, который мало что понимает в сельском хозяйстве».
Далее пришла мысль улучшить формат встречи идеей великого педагога Ш. Амонашвили: «учитель в тетради не подчеркивает красной пастой ошибки, а выделяет зелёной пастой то, что у ученика получилось». Так появился контекст: на мероприятии мы говорим друг другу и обсуждаем только то, что получилось. Подмечаем даже самые мелкие детали и «подчёркиваем их зелёной пастой».
В конце был организован праздничный ужин, о котором участники узнавали, придя на мероприятие – это был сюрприз от собственников. Мы намеренно об этом умалчивали, чтобы люди, принимая решение об участии, в первую очередь пришли на «итоги года», а не в ресторан.
Для руководителей-докладчиков в знак особого признания изготовили специальные значки с логотипом организации. В итоге это событие оказалось очень воодушевляющим. Его признали лучшим из всех проведённых за годы ранее корпоративов.
На следующий год сотрудники приходили и сами заранее узнавали о мероприятии, боясь его пропустить. В 2021 году без усилий и агитации участвовали ВСЕ руководители с докладами! Присутствовало почти 100% городских сотрудников, в филиалах были организованы специальные делегации передовиков, поскольку не было возможности привезти и разместить всех желающих. Так как из-за пандемии рестораны и большие площадки были недоступны, мероприятие проводили в актовом зале офиса: сотрудники сами вышли с инициативой организации праздничного кейтеринга и сделали его своими силами. Результаты превзошли ожидания.
Гипотеза подтвердилась – люди действительно не видели всей картины в целом и были приятно удивлены тем, в какой организации они работают. Были и такие, кто даже не знал о существовании некоторых подразделений и направлений деятельности. Признавались, что у них сильно изменилось отношение к компании, им стало более понятно, что и для чего они делают.
Прояснили, насколько эффективна почтовая рассылка, как внимательно коллеги относятся к сообщениям. Оказалось, что часть сотрудников даже не подозревала, что их пригласили, так как не читают рабочую почту.
Руководители стали более уважительно относиться к задачам коллег, признавать их значимость. Стали ближе друг к другу.
После выступления руководители переживали, что не успели рассказать обо всех достижениях. В свою очередь, подчинённые тоже подсказывали, о чём можно было ещё рассказать. Это очень ценный результат, потому что на еженедельных планёрках мы говорим только о проблемах и так мало говорим о результатах! «Итоги года» запустили необходимость фиксирования внимания на достижениях, что очень воодушевило, взбодрило коллектив.
С удивлением узнали, что кто-то из руководителей специально записался на курсы ораторского мастерства, публичных выступлений для того, чтобы в следующий раз подготовиться еще лучше.
Жена одного из руководителей даже позвонила с благодарностью, потому что её муж для выступления в следующем году сам захотел купить себе костюм (второй после свадебного). К слову, у неё не получалось уговорить его сделать это за 15 лет семейной жизни. И это показатель того, что стало меняться внутреннее состояние людей.
Некоторые представители руководства начали записывать достижения свои и команды в течение года, чтобы не забыть упомянуть о них при подготовке к мероприятию. Стали смотреть из точки настоящего в конец года – «с чем я приду на итоги?»
Свободный формат доклада добавил лёгкости и разнообразия: кто-то рассказывал в стиле «сторителлинг», кто-то – в формате стендапа. Люди раскрывались, и мы узнавали их по-новому. Сотрудники сами были удивлены, что они, оказывается, такие молодцы и смогли столько сделать! Это повысило вовлеченность.
Также коллектив отметил, что после официальной части неофициальная проходит более осмысленно, сплоченно, заслуженно. Мероприятие получилось ресурсным для всех: собственников, руководителей и сотрудников. Люди получили поддержку, признание, гордость, радость за свой труд. В итоге все оказались довольны, потому что очень важно видеть свои победы любого масштаба, получать признание и давать его другим.
В нашу пользу сработало и то, что участие в мероприятии добровольное. Туда не то что не принуждают идти, но еще могут и не взять, если вовремя не зарегистрируешься. Так запустился стереотип: если руководитель пропустил событие или не выступил с докладом, значит у него за год нет ни одного стоящего дела.
Подход «участие без насилия» придал весомости «итогам года», расширил их инициативами коллег и помог в формировании атмосферы продуктивного сотрудничества.